ein_arzt (ein_arzt) wrote,
ein_arzt
ein_arzt

Categories:

Картина с загадкой.


            Б.Ф.Рыбченков. Красная площадь. 1938. Собрание Смоленской художественной галереи.

         Примерно месяц назад довелось мне побывать в Смоленске. Среди прочих достопримечательностей не была оставлена без внимания и местная художественная галерея. Конечно же, коллекции провинциальных музеев трудно сравнивать со столичными, но нередко и там можно увидеть что-то уникальное. К примеру, все знают Ивана Айвазовского как художника-мариниста, а в Смоленске есть картина его кисти, где нет изображения моря.  А где еще можно сравнить три портрета М.К.Тенишевой, написанные Валентином Серовым, Ильей Репиным и Константином Коровиным? Только в Смоленске.
      Осматривая экспозицию, я добрался до залов, где выставлена живопись советской эпохи. Здесь моё внимание привлекла картина, изображение которой начинает этот пост. Казалось бы, всё просто. Московская Красная площадь. Одна из классических перспектив - от Покровского собора на северо-запад к Историческому музею. Время действия - 2-я половина 1930-х гг. Это следует не только из датировки самого полотна (1938), но и из запечатленного на ней. На заднем плане справа легко узнаваемы здания гостиницы "Москва" и СТО (с флагом) на Охотном ряду. По положению теней легко понять, что это - первая половина дня. Сложнее определить время года. Весна, лето, осень? Судя по одежде изображенных на картине людей, скорее, весна или осень. Тут-то и возникает главный вопрос - почему женщина слева на переднем плане одета столь легко?
       
   

        Присмотримся повнимательнее. Голубое платье с коротким рукавом, надетое на этой женщине, разительно контрастирует с одеждой других персонажей, запечатленных на картине. Темное пальто мужчины, шинель часового, куртки молодых людей и женщины с ребенком говорят о том, что воздух довольно прохладный Так почему же эта женщина в голубом оказалась на улице в туалете явно не по сезону?
        Может быть она выбежала из номера гостиницы "Москва", где ею пытался овладеть командированный в столицу партийный функционер областного масштаба? Или же вышла подышать свежим воздухом, устав от затхлой атмосферы одной из многочисленных бюрократических контор, расплодившихся в то время в здании бывших Верхних торговых рядов? А может быть женщина страдает Базедовой болезнью? Ответ мог бы дать только художник.
        Борис Федорович Рыбченков родился в 1899 г. в Смоленске и прожил долгую жизнь. Умер он в 1994 г. в Москве, где обосновался с 1921 г.  Становление его как художника проходило непросто. Начав учебу в Киеве в 1915 г, он вынужден был вернуться в 1918 г. в родной Смоленск, где познакомился с Казимиром Малевичем. Увлеченный супрематизмом начинающий живописец поступил в Петербургскую академию художеств, но закончить её ему не было суждено. Местный климат и болезнь легких заставили Рыбченкова перебраться в Москву и продолжить учебу уже во ВХУТЕМАСе. В дальнейшем судьба преподнесла художнику еще одно испытание. К началу 1980-х гг. он практически ослеп... О непростом жизненном пути Б.Ф.Рыбченкова можно узнать из статьи Сергея Кочкина "Парадокс Рыбченкова".
       В заключение еще одна картина Бориса Рыбченкова, недавно экспонировавшася в Москве на выставке "Россия в пути...".

            "Ленинградское шоссе", 1935. Иркутский областной художественный музей им.В.П.Сукачёва.
Tags: Москва, Смоленск, живопись, искусство, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments