ein_arzt (ein_arzt) wrote,
ein_arzt
ein_arzt

Categories:

"Мой муж - гений" (2008)

                              Академик в окружении шести женщин.
                                                                   Письмо академиков с требованием запрета показа фильма "Мой муж - гений" стало бесплатной рекламой проекта 1-го канала. Об этом можно было только мечтать, но возмущенные кощунственным, по их мнению, обращением с образом своего коллеги ученые сделали эту мечту явью. Задолго до показа фильм оказался в центре внимания. На мой взгляд, совершенно незаслуженно. Это стало ясно после просмотра картины на DVD, любезно предоставленном одной из моих коллег.
      Кинематографисты проявили интерес к личности академика Льва Ландау после публикации мемуаров его вдовы Конкордии (Коры) Дробанцевой "Как мы жили". Кажется, первым, кто заявил о своем желании взять их за основу сценария, был Илья Хржановский со своим проектом "Дау" (в соавторах сценария значится Владимир Сорокин (!), съёмки начались в августе 2008).  В наше циничное время на дивиденды может расчитывать тот, кто первым распорядится "горячим" материалом.  Пока Хржановский-мл. презентовал сценарий на кинофестивалях, выбирал места съёмок и пр. нашлись продюсеры, которые решили "ковать железо, не отходя от кассы". В качестве режиссера-постановщика взяли Татьяну Архипцову, набившую руку на квазидокументальных фильмах о погасших "звездах" (М.Бернес, В.Артмане, М.Магомаев, А.Вознесенский, А.Галич и др.). Видимо, ее опыт "документалиста" подсказал начать картину с архивной съёмки самого Ландау и вставить затем по ходу картины фрагменты интервью его сына Игоря. Это должно было, видимо, стать своего рода индульгенцией. Не помогло. Академики возбудились. Сергей Капица в интервью "Российской газете" назвал фильм "непотребным".
      Сыр-бор разгорелся из-за описаний бурной личной жизни Ландау, представленных в мемуарах его вдовы. Образ академика, воплощенный Даниилом Спиваковским, в трактовке Архипцовой, на мой взгляд, нашел бы полную поддержку у режиссера Громова из "Весны" Г.Александрова.  Совершенно непонятно, чем скованный, согбенный Ландау-Спиваковский завоеывал сердца или, говоря его словами, "осваивал" женщин, среди которых на экране - Вера Судакова (эффектная Полина Кутепова) - жена его ученика, юная Гера (Маша Семкина), "знойная" журналистка Ирина Рыбникова (Екатерина Крупенина). Есть еще заботливая домработница, которая и напомнит надеть шарф и варежки, и коробочку куриных яиц даст для племянницы. А больничная медсестра, заявляющая о беременности, которая стала результатом ухода за беспомощным и беспамятным ученым. Стержень повествования - Кора (Ксения Громова и Людмила Чурсина). Общее впечатление - фильм сделан торопливо, экранные переживания персонажей большую часть фильма оставляли меня равнодушным. Так случилось, что автомобильная авария разделила жизнь Ландау на две кардинально отличные части. Увы, в фильме эта сцена сделана из рук вон плохо.  Судаков везет академика в Дубну по зимнему Дмитровскому шоссе. На переднем сиденье "Волги" - та самая коробка с яйцами. На заднем сиденье ученый ласкает жену Судакова. Водитель отвлекается от дороги. Столкновение с встречной машиной. "Волгу" с Ландау закрутило. Секундная темнота. После аварии мы видим: окровавленная голова Судакова на руле, Вера - "в шоке", правый висок  бесчувственного академика в крови, стекло правой задней двери "Волги" разбито, а коробка с яйцами на переднем сиденье как стояла, так и стоит! Просто чудо! Кстати, при внимательном просмотре кадра видно, что собственное стекло "Волги" опущено, а якобы разбитое - приставлено снаружи. Надо сказать, что сцены жизни, а точнее, существования Ландау после аварии получились у авторов более эмоциональными и пробудили во мне сочувствие к персонажу. К кому из съёмочной группы у меня, пожалуй, нет претензий, так это к оператору Ефиму Любинскому и композитору Алексею Шелыгину.
       Просмотр этого фильма  - очередное подтверждение вывода, к которому я пришел: время, потраченное на российский фильм, можно было использовать с большей пользой.
      Для полноты картины - мнение Виктора Торопова о мемуарах Коры Ландау.
  

Tags: "Мой муж - гений", кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments