ein_arzt (ein_arzt) wrote,
ein_arzt
ein_arzt

"Морфий" (2008)

                                                                                                                       

           Только после просмотра нового фильма Алексея Балабанова "Морфий" (2008) и сравнения своих собственных ощущений с впечатлениями, опубликованными после показа картины для прессы, я понял, какие ранимые и тонкочувствующие натуры наши кинокритики. Анекдотом уже стала "нервическая" реакция этой продвинутой аудитории на эпизод ампутации ноги.
       Теперь по существу. Скажу кратко - фильм мне, скорее, понравился, чем нет. Картина, на мой взгляд, безусловно заслуживает просмотра. Не только потому, что главный герой - врач. К слову. Похоже, что у режиссеров сложился уже стереотип, что персонажу с мятущейся душой больше всего подходит профессия врача (совсем свежий "Бумажный солдат" и грядущее "Дикое поле"). Профессионально снятое кино всегда интересно смотреть. Художественное решение заслуживает высокой оценки. Вещный мир фильма не вызывает недоверия. Лишь одна мелочь вызывает у меня большие сомнения. Наручные часы в 1917 г. у небогатого, судя по согласию на практику в глуши, врача - верится с трудом. Актерский состав работает отлично. Андрей Панин, который мне, мягко говоря, несмипатичен, впервые понравился в роли дельдшера Демьяненко. Блеснул Сергей Гармаш в коротком эпизоде в роли помещика Соборевского. Ингеборга Дапкунайте (медсестра Анна Николаевна) сыграла профессионально, но, ИМХО, не вышла за рамки уже сложившегося образа женщины с неустроенной судьбой. Сложнее всего пришлось Леониду Бичевину (доктор Поляков). Надо было демонстрировать и некие профессиональные навыки, и распад личности как физическом, так и в духовном смысле. Последнее получилось не очень достоверно, но в целом актер с задачами справился. Есть в фильме еще один колоритный персонаж - фельдшер Лев Горенбург (Юрий Герцман), призванный, похоже, дополнить общую картину дополнительными нюансами.
          Настало время поговорить о смысле картины. Наркотический распад личности показан вполне достоверно (достаточно сравнить с любым пособием по наркологии), но первопричина увлечения морфием не получила должной мотивировки. По фильму д-р Поляков вполне успешен как в профессиональном (ампутация, трахеотомия, осложненные роды - всё впервые и без ошибок!), так и в личном плане. Женщины готовы для него буквально на всё - тут и укол морфия, и нечастое в отечественном кинематографе fellatio (мне припомнился лишь "Меня зовут Арлекино" В.Рыбарева). Первый укол, сделанный для преодоления прививочной реакции, отнюдь не ведет к привыканию. Что же тогда? Приметы нового времени, неуверенность в завтрашнем дне, смена приоритетов - широкое поле для трактовок. Многие экстраполируют частный недуг д-ра Полякова на всю страну. Почему бы и нет? Шутя, можно сказать, что Балабанов оказался провидцем и показал судьбу страны, ставшей зависимой от "нефтяной иглы" и ныне переживающей болезненную "ломку" в условиях развивающего экономического кризиса.
      А теперь ложечка дегтя. Действие фильма происходит в 1917 г. Д-р Поляков знакомится со своим новым домом. Вот и патефон. Пластинка на диске. Звучит голос Александра Вертинского: "...в бананово-лимонном Сингапуре...". Композиция, известная как "Танго "Магнолия" написана в 1931 г.! Следующий эпизод. Доктора вызывают к умирающему мужику. Поляков и фельдшер Демьяненко  пытаются вернуть больного к жизни с помощью приемов, которых еще не существовало в то время. Показанная на экране техника сердечно-легочной реанимации получила распространение лишь с 1950-х гг. Приближаемся к финалу. В новелле "Углич" (не помню, кто заметил первым, но я согласен полностью, что красивые, выполненные в стилистике модерна, титры разрушают ритм картины) Поляков садится в поезд, чтобы попасть в уездный город, т.е. тот самый Углич, в котором тогда не было железной дороги (тупиковое ответвление до Углича построено к 1940 г.). Это обстоятельство, кстати, и спасло в значительной мере исторический облик города, оказавшегося в стороне от путей цивилизации.
      В заключение: смотреть или не смотреть? Однозначно первое.

Tags: Балабанов Алексей, врачи на киноэкране, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments