ein_arzt (ein_arzt) wrote,
ein_arzt
ein_arzt

Январское - 2


 
       Вчера, наконец-то, после более чем недельного сосуществования с насморком, кашлем и прочими простудными «удовольствиями», я совершил полноценный выход на улицу.  Солнышко, легкий снежок, морозец – все признаки классической русской зимы. Признаться, я бы предпочел более теплую погоду, но все равно прогулка доставила мне удовольствие. Так, сидючи дома в послеинфекционной астении, чего доброго разучишься ходить.

       Продолжением моих кино-просмотров стали два вечера японского кино. «Счастливого рождества, мистер Лоуренс»/ Merry Christmas Mr. Lawrence (1983) Нагисы Осимы я всякий раз смотрю с удовольствием. Новый DVD порадовал дополнительными материалами – фильм о фильме, интервью с композитором Р.Сакамото и продюсером Дж.Томасом. В его рассказе мне показалась любопытной информация об «экономной» работе Осимы, который снимал сцену с одного, редко двух дублей. Томас сказал, что для начала купил более 18000 м пленки, а Осима на весь фильм израсходовал менее 10000 м. Конечно, актерская «дуэль» двух любителей в кино – Дэвида Боуи и Рюичи Сакамото – впечатляет, но для меня едва ли не главное в этом фильме – музыка Сакамото.

       Просмотр теперь уже предпоследнего фильма Такеси Китано «Банзай, режиссёр!»/ KantokuBanzai! (2007) стал для меня премьерным. Конечно, домашний просмотр уступает театральному, но имеет одно преимущество – возможность лучше разглядеть детали. Фильм начинается со сцены, казалось бы, бессмысленного тщательного медицинского обследования куклы (КТ, эндоскопия, рентгенография), но если обратить внимание на имена пациентов, появляющиеся на экране мониторов, то кое-что проясняется. Ясудзиро Одзу, Акира Куросава, Сёхэй Имамура. «Сканируя» в такой метафорической форме творчество этих классиков японского кино, Китано констатирует опасность для художника погрязнуть в штампах и клише, что и ярко демонстрирует в последующих мини-фильмах. Больше всего времени он отдал ретро-картине из 1950-х гг. и научно-фантастическому фильму. Ирония судьбы – в российском прокате «бодаются» за первенство по кассовым сборам «Стиляги» (ретро из 1950-х) и «Обитаемый остров» (научная фантастика). Как трудно сказать новое слово. Боязнь оказаться в плену штампов, повториться – вот что беспокоит режиссера Китано.

       Вчера я воздал должное отечественному кино. В бесчисленных рецензиях на «Обитаемый остров» нет-нет да и встречается анализ других экранизаций произведений Стругацких. Это подтолкнуло меня к просмотру «Сталкера» Андрея Тарковского. К тому же в 2009 г. картине исполняется 30 лет. Я достаточно хорошо помню, как я смотрел этот фильм в кинотеатре. Тогда он показался мне порядочной тягомотиной, но оставил глубокое визуальное впечатление. Моя память сохранила образы из эпизодов «Дрезина», «Свидание с зоной», «Молитва», «Суть». В последнем  - Александр Княжинский как оператор и Тарковский как художник продемонстрировали редкостное мастерство в работе с водными поверхностями. Надо сказать, что в фильме вообще очень много воды как физической субстанции, но в сцене, о которой идет речь, банальную лужу на переднем плане благодаря потоку воды сверху удалось превратить в плещущееся серебро. Редкостной красоты незабываемый кадр. К слову, на мой взгляд, успех «Острова» П.Лунгина у публики обусловлен не какой-то его особенной «духовностью», которая там и не ночевала, а операторской работой А.Жегалова, профессионально поработавшего с водными поверхностями. Что касается «смысла», то слова, произносимые персонажами, кажутся мне во многом надуманными, безжизненными. Н.Михалков определяет это как «шифрование пустоты». Что, кроме «доброй стариковской улыбки» может вызвать сцена, в которой А.Кайдановский с пафосом читает стихи «Вот и лето прошло…». А в ушах звучит голос С.Ротару.
       У кого-то в И-нете я прочитал, что фильм, лишившись слов, только бы выиграл. Согласен на все сто.



                                  Кадр  из к/ф "Сталкер" (1979).


                                Кадр из к/ф "Бумажный солдат" (2008).
       Как говорится, найдите 10 отличий...
 



Tags: "Сталкер", Китано, Осима, Тарковский, кино
Subscribe

  • Кинофильм "Minamata"/"Великий" (2020).

    «Minamata”/ Минамата (в российском прокате «Великий»), 2020. Режиссёр Andrew Levitas. Сюжет картины вкратце таков. Японская…

  • Сезон путешествий открыт?

    Вчерашняя вылазка в «город на Неве», можно сказать, положила конец зимней «спячке» и, хочется верить, приоткрыла дверь в мир путешествий. Любопытно,…

  • Новый год "по-южному". Сочи, 1-3.01.2021.

    Захотелось как-то разнообразить встречу Нового года. Сказано — сделано. Новогодняя ночь в поезде. Вечером наблюдаешь в вагонное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments