ein_arzt (ein_arzt) wrote,
ein_arzt
ein_arzt

Klaatu Barada Niktu


                     День, когда Земля остановилась/ The Day the Earth Stood Still (1951) – DVD.

 

      Когда в декабре 2008 г. вышел в прокат re-make фильма «День, когда Земля остановилась», на одном из ТВ каналов я мельком увидел кадры из оригинальной картины 1951 г. Они врезались мне в память, породив желание увидеть этот фильм. По счастью оказалось, что он выпущен на DVD. Разыскать его не составило труда.

      Интересно было видеть одну из достаточно ранних работ режиссера Роберта Уайза (Robert Wise), вошедшего в историю кино как постановщик «Вестсайдской истории» и «Звуков музыки». Начало картины впечатляет. В большинстве фантастических фильмов, где действуют пришельцы с других планет, есть сцена приземления их космического корабля и первого контакта с землянами. Удивительно, как в 1951 г., когда еще никто не видел Землю из космоса, удалось столь достоверно снять эпизод снижения «тарелки» на основе силы воображения, фактически предвосхитив работы своих последователей, которые с конца 1950-х гг. уже располагали космическими съёмками нашей планеты. А десятки, сотни людей, замерших с поднятыми вверх головами. В скольких фильмах мы видели такие сцены? Несмотря на тогдашнюю ограниченность технических средств, сцены с аннигиляцией оружия даже сейчас выглядят очень эффектно. Вообще, работа всей художественно-постановочной части труппы (оператор - Leo Tover,  Art direction - Addison Hehr, Lyle Wheeler, Set decoration - Claude Carpenter, Thomas Little) заслуживает высокой оценки. Если облик космического корабля в виде своего рода усеченной «юлы» достаточно традиционен, то сенсорное управление внутри и укладка пришельца в сцене «оживления» как в современном, скажем, компьютерном томографе очень впечатляют. Ведь это – 1951 год! Эпизоды, когда инопланетянин Клаату (Michael Rennie) на 30 мин лишает землян электричества – «земля остановилась» - выполнены без формальных изысков (неподвижные поезда и автомашины, застывшие заводские конвейеры, отключившиеся доильные установки), но производят сильное эмоциональное воздействие. Тревога на лицах жителей крупнейших городов мира, в числе которых авторы фильма, на удивление, не забыли и Москву. Эти кадры особенно любопытны. В духе экспрессионизма решена сцена контакта робота Горта и Хелен Бенсон (Patricia Neal, напомнившая мне Хелену Бонэм Картер), пришедшей к кораблю, чтобы выполнить поручение Клаату.
   


 

      Посланец из космоса, продемонстрировав могущество своей цивилизации, предупреждает землян об опасности, говоря современным языком, гонки ядерных вооружений. Приход 1950-х гг. совпал с началом «холодной войны». Памятна советская пропаганда, клеймившая агрессивную политику американской военщины, а в Голливуде в это время, оказывается, снимали фильмы с недвусмысленным антивоенным посылом.

       Отдельного упоминания заслуживает композитор фильма Бернард Херманн. Он написал потрясающую,  действительно «фантастическую» , а в отдельных темах, по уровню восприятия, «нечеловеческую» музыку.

Tags: кино, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments