ein_arzt (ein_arzt) wrote,
ein_arzt
ein_arzt

Category:

Творческий вечер Артавазда Пелешяна в кинотеатре «Художественный», 15 декабря 2010.

                 Вечер открыла Джемма Фирсова, которая назвала режиссера «одним из последних гуманистов в документальном кино». Ей же пришлось огорчить собравшуюся довольно многочисленную аудиторию сообщением о том, что сам автор не смог присутствовать в зале из-за плохого самочувствия.

         В порядке отступления. Судьбе было угодно познакомить меня с Артаваздом или, как его чаще зовут в Москве, Артуром Пелешяном в 2001 г. Видимо, оказанная тогда помощь его удовлетворила, и с тех пор он время от времени обращается ко мне за консультацией то при личной встрече, то по телефону, что чаще. Признаюсь, что я не сразу узнал о том заметном месте, которое Артавазд Ашотович занимает в современном отечественном, да и не только, документальном кино. Он оказался очень деликатным, скромным человеком, который никогда не бравировал своей известностью.

         Возвращаюсь к вечеру. Директор Музея кино Наум Клейман, восторженно говоря о Пелешяне, вспомнил любопытный эпизод. В свое время Жан-Люк Годар подарил музею кино одну из первых систем Dolby и несколько своих картин для фильмотеки. Среди них был фильм «Германия, девять - ноль». Именно Пелешяну Годар доверил провести закадровый русский дубляж этой картины. Следом выступили Виктор Лисакович и Олег Аронсон – автор нашумевшей в среде профессионалов статьи о Пелешяне.

 

         Сюрпризом, по крайней мере, для меня стало выступление Ольги Гобзевой, которая лет двадцать назад предпочла карьере артистической стезю духовную. Как выяснилось, она и Артур учились во ВГИКе в одно время и сохранили дружеские отношения по сю пору. Другими её сокурсниками были В.Шукшин и А.Тарковский. Если последний во всеуслышание называл себя гением, - сказала Гобзева – то общение с Артуром и его работы убедили её, что гений рядом с ней – всё-таки Пелешян, хотя он никогда не стремился им казаться.

         Программу вечера составили четыре картины мастера, причем Фирсова подчеркнула, что эти пленки можно сказать чудом сохранились во ВГИКе в единственном экземпляре. Показанные фильмы стали убедительным доказательством правоты слов всех выступавших, подчеркивавших уникальное владение Артуром Пелешяном искусством монтажа. «Земля людей» (1966), снятая на студии ВГИКа еще в студенчестве, и сейчас смотрится едва ли не авангардно. Казалось бы «датский» фильм «Начало» (1967), посвященный 50-летию тогда еще Великой октябрьской революции, композицией визуальных образов способен навеять зрителю мысли, выходящие далеко за пределы заявленной темы. Картина «Мы» в метафорическом ключе рассказывает о трудной судьбе армянского народа. Фильм «Наш век» (1983) – зримая история воплощения в жизнь мечты человека о полете. Уникальные кадры, попавшие в картину, как рассказал мне режиссер, - заслуга летчика-космонавта Г.Т.Берегового. Трудно рассказывать о документальном кино. С одной стороны, нет как такового сюжета, присущего игровому кино, с другой, визуальные образы, подобно музыке, у разных людей способны вызвать подчас различные ассоциации. Лучше один раз увидеть…

 

Tags: Пелешян А., документальное кино, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments