ein_arzt (ein_arzt) wrote,
ein_arzt
ein_arzt

Categories:

...Выплывала, словно зоренька, Белоснежная лебедушка...

             "Чёрный лебедь"/  Black Swan (2010), реж. Darren Aronofsky.
      Из мира рестлинга в своем новом фильме Аронофски переносит зрителя в закулисье балета. К слову, этот жанр искусства не в первый раз привлекает внимание кинематографистов. Достаточно вспомнить фильм Р.Олтмана "The Company" (2003).
      Готовится новая интерпретация балета "Лебединое озеро". Молодой старательной балерине Нине (Натали Портман) трудно одинаково убедительно исполнять партии романтической Одетты и чувственной Одиллии. Балетмейстер Лерой (Венсан Кассель) пытается разбудить сексуальность сдержанной солистки. Попытки танцовщицы довести исполнение обеих партий до совершенства  не лучшим образом сказываются на её психике. От обсессивного синдрома до развернутой паранойи. Срастающиеся пальцы на стопах, "режущиеся" на спине крылья, оживающие отражения в зеркалах - весь этот антураж, на мой взгляд, выглядит довольно пошло.      
     Физическая форма 28-летней  Натали Портман заслуживает уважения, но в роли инфантильной танцовщицы-недотроги, находящейся полностью под контролем деспотичной матери (Барбара Херши), актриса, на мой взгляд, не слишком убедительна. Её ограниченные технические возможности мастерски "ретушированы" средствами монтажа и операторской работой - обилие крупных планов, съёмка ручной камерой и steadycam'ом - Мэтью Либатика, давнего соратника Аронофски по его фильмам. Роль Нины оказалась буквально "золотой" для Портман, но справедливости ради стоит сказать, что она - далеко не первая драматическая актриса, дерзнувшая надеть пуанты. Достаточно вспомнить Нив Кэмпбелл в помянутой выше "The Company".
      Общее впечатление: фильм показался мне слишком умозрительным и переоцененным.

      Если уж образы Одетты и Одиллии столь различны, что настойчиво подчеркивает балетмейстер в картине, то возникает закономерный вопрос:  почему бы не доверить эти партии двум разным балеринам? Такой опыт оказывается существует. Так, например, в 1920 в Большом театре (балетм. А.А.Горский, режиссер В.И.Немирович-Данченко) партию Одетты исполняла Е.М.Ильющенко, а Одиллии – М.Р.Рейзен, или в 1933 в театре им. Кирова (б. Мариинском) в постановке, возобновленной по Л.И.Иванову и М.И.Петипа (балетм. А.Я.Ваганова) Одетта – Г.С.Уланова, а Одиллия – О.Г.Иордан. Что до интерпретаций классического балета П.И.Чайковского, то, на мой взгляд, самая экстравагантная - постановка Матса Эка 1987 (ТВ-версия 1990).  




Tags: Портман Натали, балет, драма, кино, триллер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments